Фильм «Виктор Виктория» впервые был выпущен на экраны в 1933 году в Германии режиссером Reinhold Schünzel, и на его основе была снята в 1982 году более знаменитая «Виктория» Блейка Эдвардса с блистательной Джулией Эндрюс в главной роли. Фильм 1982 года имел такой успех, отхватив и американского Оскара за лучшую музыку, и французского Сезара за лучший иностранный фильм, что уже на его основе на Бродвее был поставлен одноименный мюзикл все с той же Джулией Эндрюс. Мюзикл продержался на сцене несколько лет, а в 1995 году вышла его видеоверсия.
Фильм просто восхитителен, мюзикл ему не уступает. У каждого свои преимущества: в фильме больше замечательных сцен и великолепный кастинг, в мюзикле больше музыкальных номеров, что естественно, и не менее великолепный состав. Выбор, о каком из них рассказать, был нелегок и... я попросту решила его не делать и постараться объять необъятное. Обзор будет посвящен и кино, и мюзиклу одновременно — надеюсь, никто не запутается.
Действующие лица и исполнители: фильм , мюзикл
Виктория Грант — Джулия Эндрюс , Джулия Эндрюс (Julie Andrews)
Каррол Тодд (Тодди) — Роберт Престон (Robert Preston) , Тони Робертс (Tony Roberts)
Кинг Маршан — Джеймс Гарнер (James Garner) , Майкл Нури (Michael Noori)
Норма Кэссиди — Лесли Энн Уоррен (Lesley Ann Warren) , Рейчел Йорк (Rachel York)
М-р Бернстайн (Громила) — Alex Karras , Gregory Jbara
Музыка — Henry Mancini
Итак, Париж 1934 год, обычное серое промозглое утро. Обычная спальня, обычная кровать, обычная пара... Ой, нет! Необычная пара, но любовь зла, полюбишь и... Молодой человек уж точно — порылся в бумажнике и был таков. Пока, мол, на соседнюю съемочную площадку опаздываю. И остается Каррол Тодд (для друзей Тодди) — в грустном утреннем одиночестве.
Ну, дальше как обычно... фильм

Но грусть грустью, а деньги опять зарабатывать надо. Отправляется Тодди на место своей постоянной работы в бар «У Луи», где он служит шансонье. Далее Тодди из фильма, поет песню о веселом Париже («Gay Paree»), из которой становится понятно, что Париж теперь город другого веселья, другой окраски и других влюбленных. Современная супер-политкорректная Америка обзавидовалась бы.
Мюзикл открывается номером на ту же тему, только песня другая — Ночной Париж («Paris By Night»), и раз это мюзикл, выступление красочнее, пение мелодичнее, и Тодди другой.
фильм «Gay Paree»
мюзикл «Paris By Night»

В поисках работы в этот же бар заворачивает безработная певица-сопрано Виктория Грант (она замерзла и не ела 6 дней!).
Увы, сопрано — неформат для бара «У Луи». От обиды Виктория демонстрирует свою отличительную примету — умение верхним до разбивать бокалы, сбивать с ног, и вообще служить оружием массового поражения при случае (да-да, тот самый штамп, который используется даже в Гарри Поттере). Хозяин «У Луи» в шоке, Тодди в восхищении, а Виктория — все равно без работы.
фильм
мюзикл

Вечер в баре проходит очень оживленно, и на огонек туда прибивается веселая компания во главе с вероломным любовником Тодди. Тодди не упускает случая нарваться на скандал, скандал плавно переходит в драку, драка — в визит полиции... Короче, Тодди уволен и тоже теперь без работы (и без любовника).
фильм
мюзикл
Вот так нашли друг друга два одиночества. Как истинный рыцарь Тодди предлагает даме в непогоду кров, пижаму и зубную щетку.
— Это так любезно с вашей стороны, но…
— Расслабься дорогая, я — гей.
— Это так любезно с вашей стороны!
фильм
мюзикл

Зарождается прекрасная дружба, подкрепленная коньяком. Виктория рассказывает историю своей жизни и неудавшейся карьеры и восклицает «О, если б я была мужчиной». Т.е. восклицает она в фильме, в мюзикле она поет об этом целую песню «If I Were A Man».
фильм
мюзикл
Идиллию прерывает возвращение Ричарда (того самого корыстолюбивого друга Тодди), который заявился высказать свое «фи!» за вчерашнее. Но Тодди теперь не один, и Виктория показывает, что значит настоящий сильный пол. При этом она выглядит настолько эффектно, что Тодди в голову приходит безумно гениальная идея. У него есть план!
фильм
мюзикл
План Тодди таков: раз певица Виктория не котируется в пресыщенном Париже, нужно предъявить публике певца Виктора. Причем не просто певца, а иностранца, графа и гениального исполнителя женских ролей. Виктория в шоке, но Тодди уже не остановить («Trust Me» и ножницы отобрать некому).
фильм
мюзикл
Гениальное безумие заразительно, и вот самый модный ночной клуб Парижа с гордостью представляет единственную и неповторимую «Викторию». Следующий за этим номер «Le Jazz Hot» равно зажигателен как в фильме, так и в мюзикле, и является настоящим хитом. Кто не слышал, тех мне искренне жаль (если есть возможность, рекомендую скачать или глянуть на ю-тубе).
фильм

мюзикл

Оглушительные овации прерываются барабанной дробью…
фильм
… и легким движением руки Виктория превращается в Виктора.
мюзикл

Овации становятся еще оглушительнее. За одним исключением. Джентльмен за центральным столиком крайне разочарован (в отличие от своей спутницы). А надо было программку внимательнее изучать. Во избежание.
фильм — до волшебного превращения
после

Джентльмен за центральным столиком — это небезызвестный в определенных кругах Кинг Маршан. Помимо всего прочего, он — владелец крупнейшего ночного клуба Чикаго. Что такое «все прочее» интересоваться не рекомендуется, если хотите остаться живы. Полный противоречивых сомнений и желая выяснить все до конца, Кинг желает быть представленным Виктору/Виктории...
Coup de foudre! Или по-русски: и все заверте… Мисс Грант в данной ситуации достойна восхищения. С одной стороны, ей нельзя выйти из мужского образа, с другой — при этом нужно охмурить понравившегося мужчину. Высший пилотаж!
фильм
мюзикл

Вечер продолжается. Чтобы доказать свою мужскую сущность скептически настроенному Кингу, Виктор танцует страстное танго с блондинкой Маршана, Нормой Кэссиди. Ой, Виктории следует быть поосторожнее. Одно неловкое движение — и вместо Кинга Маршана охмурится Норма, эта дама так легка на подъем!
мюзикл

Виктория и Тодди в эйфории пожинают лавры успеха, а вот Кингу Маршану не до веселья. Определенно он попался, но пока еще не представляет, куда именно. И это здорово действует ему на нервы. Совместное проживание в соседних номерах одном отеле с Виктором и Тодди также не способствует душевному равновесию.
фильм
мюзикл

Вдобавок блондинка Норма требует от него незамедлительного выполнения прямых мужских обязанностей.
Хм-м-м… А ведь мужской организм так хрупок… Немудрено, что произошла… осечка. Норма, добрая душа, старается утешить Кинга, но, право слово, лучше бы она поменьше говорила про импотенцию или слова выбрала бы потактичнее.
фильм
мюзикл

Тогда бы не пришлось задавать глупый вопрос:
— Дорогой, а зачем тебе мыло?
фильм
Страшнее атомной войны женщина, накормленная мылом, чей поток красноречия заткнули мылом, и даже верный телохранитель — м-р Бернстайн (Громила) — не спасет от заслуженной кары.
фильм

мюзикл

Для измученного принудительным сексом и блондинками Кинга Маршана остается только один выход: при помощи верного Громилы отправить мисс Кэссиди ближайшим рейсом обратно в Чикаго. Но не обольщайтесь, Норма Кэссиди всем еще покажет!
мюзикл
фильм

Теперь ничего не отвлекает Кинга от искусства… и дальнейшего погружения в пучины сомнений и гибельной страсти.
Он не пропускает ни одного выступления Виктора/Виктории.
фильм «The Shady Dame From Seville»

мюзикл «Louis Says»

О нет, в том, что Виктор — женщина, Кинг Маршан практически уверен, но… только на 99,9%. А для мачо, который привык быть уверен на 120%, эта 0,1% грызет изнутри подобно спартанской лисице. В мюзикле Кинг свои страдания и сомнения может хоть в песне излить («King's Dilemma»)…
мюзикл

…а в фильме делать нечего — приходится Кингу идти на риск, забираться в чужой номер и выяснять: тварь он неправильной ориентации или право имеет…
фильм

Нюх не подвел! Вот это существенный момент, который представляет в разном свете дальнейшее поведение Кинга в кино и мюзикле.
Как бы то ни было, и ария, и посиделки в шкафу принесли один результат: Кинг решился пригласить Виктора на ужин, правда, в сопровождении Тодди и м-ра Бернстайна, но лиха беда начало…
фильм

После ужина решено было навестить многострадальный бар «У Луи». Глуп тот хозяин бара, который не встретит знаменитость лучшим столиком. Анри Лабисс отнюдь не глуп, поэтому позабыл, как Тодди, лучший друг знаменитости, ранее спровоцировал драку с визитом полиции. И зря, зря. Хотя поначалу ничего не предвещало неприятностей. Тодди и Виктор спели песенку о крепкой мужской дружбе «You and Me»…
фильм
мюзикл

…а потом опять заявилась та же самая компания во главе с бывшим любовником Тодди. Мгновенно вскипела молодая и не очень молодая кровь, припомнилось все былое… Тут же на месте был проведен матч-реванш. В проигрыше опять остался хозяин разгромленного «У Луи», остальные хоть удовольствие получили.
фильм
мюзикл

Выявить победителя и припаять ему 15 суток в бар «У Луи» прибывает специальный наряд полиции. Кинг Маршан проявляет похвальное благоразумие и прыть и смывается с места происшествия (чувствуется чикагский опыт!), по-джентльменски прихватив с собой Викторию. Совместное участие в потасовке снимает все оставшиеся барьеры…
фильм
мюзикл

— Мне наплевать, что ты мужчина.
(продолжительная пауза)
— Но я не мужчина…
— Тогда тем более!
(еще более продолжительная пауза)
фильм
мюзикл

Окончательно растаяв от романтической сцены, соберем волю в кулак и вспомним, как один сидел в шкафу, а другой пел...
Итак, маски сброшены, и ничто более не мешает героям слиться в экстазе и перейти от романтики к практической стороне любви… Как вдруг, в самый ответственный момент… Нет, преданный телохранитель, конечно, должен реагировать на странные звуки из спальни хозяина, но нужно же и меру знать.
фильм
мюзикл

Но и это еще не всё. М-р Бернстайн ретируется с извинениями и в глубокой задумчивости. Взбудораженный Кинг бросается вслед, чтобы объяснить, что Виктор в спальне — это не то, что м-р Бернстайн мог подумать, и выясняется, что м-р Бернстайн подумал вовсе не о том, чего боялся Кинг Маршан.
— Если такой парень как вы, босс, не боится открыто признать за собой такое, то и я могу!
фильм
мюзикл

Чувства и рассудок Кинга от подобного признания приходят в окончательное расстройство. Нелегко осознавать, что пригрел на груди змея, но еще труднее втолковать этому змею, что он все не так понял, когда он взирает на тебя со слезами благодарности и восторга. В общем, развлекательная поездка в Париж удалась Кингу Маршану как никогда и чрезвычайно обогатила опытом и расширила кругозор!
Пока Кинг отходит от шока, м-р Бернстайн на радостях отправился тоже переводить зародившиеся дружеские отношения с Тодди в практическую плоскость.
фильм
мюзикл

Меж тем, в угаре новых увлечений герои легкомысленно позабыли о мисс Кэссиди. И зря, должна вам сказать. Она ведь обещала всем показать, а такая девушка как Норма привыкла держать свое слово.
Процветающий ночной клуб Чикаго. Норма Кэссиди исполняет песню о замечательном городе-герое Чикаго и о том, какие интересные люди в нем живут («Chicago, Illinois»).
фильм
мюзикл
За почетным столиком клуба — Сэл Андретти, деловой партнер Кинга Маршана (по делам, которые идут под кодом «все прочее»). Гангстер блондинку не обидит: ему и изливает Норма свое горе о том, как коварный изменщик Кинг предал в ее лице весь женский пол. Услышав новости, бедняга Сэл сжевал сигару: нелегко такое о друге услышать — в Чикаго народ продвинутый и современный, но не настолько.
фильм
мюзикл

Помимо надвигающейся угрозы с Запада, у героев назревают неприятности и на французской земле. После вторичного разгрома бара «У Луи» его владельца Анри Лабисса стало терзать дежа вю, а когда он припомнил, отчего лицо Виктора до боли знакомо, то решил проследить за лже-трансвеститом и вывести его на чистую воду. При этом в фильме он привлекает частного детектива, а в мюзикле придется обойтись собственными силами.
фильм

Не все в порядке и с романтическими отношениями героев. Кинг Маршан внезапно обнаруживает, что из-за романа с Викторией в глазах общества он предстает в новом цвете…
фильм

Виктория обнаруживает, что любимый мужчина тоскует и томится в стрессе, и ей нужно выбирать между любовью и карьерой…
фильм

мюзикл

…Кинг же благородно не желает доставлять никаких неудобств и пытается снять стресс самостоятельно (причем весьма оригинальным способом). Ох, что ни говори, быть мужчиной нелегко — в этом состоянии есть свои недостатки. Мужчины вообще странные существа, и похоже, традиционной ориентации — самые странные из них.
фильм

Прибытие Сэла Андретти со-товарищи плюс Норма Кэссиди в качестве свидетеля обвинения. Сэл привез для Кинга «черную метку».
За поведение, порочащее звание американского гангстера, группой ответственных товарищей г.Чикаго принято решение исключить Кинга Маршана из рядов чикагского криминального бизнеса.
фильм

— Ну и пожалуйста, я сам давно хотел завязать, — парирует Кинг.
— Я тоже, — подает голос м-р Бернстайн.
Это последняя капля для бедной Нормы. С гнусной сущностью Кинга она уже смирилась, но Громила?!
И ты, Брут, могла бы воскликнуть Норма, если бы знала римскую историю.
мюзикл

Но Кинга это ничуть не смущает (и правда, чего уж теперь-то). В ответ на все нападки на свою личную жизнь он проводит запрещенный прием — кладет руку на коленку Сэлу, что полностью деморализует противника. Как настоящий мужчина Кинг Маршан готов пожертвовать всем ради любви.
фильм

мюзикл

Но настоящая женщина не позволит пустить по ветру всё, что нажито непосильным трудом: Виктор отзывает Норму в сторонку для приватного разговора. Вот тут Норме окончательно раскрывается гнусная сущность Кинга Маршана и глубина его морального падения. Ну чье здесь выдержит терпенье?
…
— Сукин сын, он же женщина!!
…
Немая сцена.
фильм

мюзикл
Ай-яй-яй! Виктория так увлеклась процессом саморазоблачения, что очень поздно заметила лишнего свидетеля (доверенный частный детектив /сам Анри Лабисс). Катастрофа! Что делать?
— Ах, если бы меня не исключили из гангстеров, я бы знал, что делать, — сокрушается Кинг Маршан.
— Доверьтесь мне, детки, у меня опять есть сногсшибательный план! — не унывает Тодди.
фильм
мюзикл

Печальная барабанная дробь. Прощальная гастроль Виктора, публика аплодирует со слезами на глазах. В кино Виктор опять поет «The Shady Dame From Seville», а мюзикл как жанр обязывает и представляет новый номер под говорящим названием «Victor Victoria».
фильм
мюзикл

Но что такое? Фу, какая невоспитанность! Врываться и прерывать выступление скандальными выкриками о каком-то мошенничестве… Анри Лабисс явно жаждет крови, а еще желает посмотреть Виктору в глаза.
фильм
Пожалуйста! *в сторону* Так вот он какой, сногсшибательный план Тодди!
фильм
мюзикл

— Но это не Виктор! — возмущен до глубины души мститель. — Опять обман!
— Ничего подобного, — нагло игнорируя действительность, заявляют все присутствующие, — а что до того, что Виктор… гм, несколько подрос… так это от питания хорошего.
Анри Лабисс покидает сцену, несолоно хлебавши, а все остальные танцуют, поют и вообще радуются жизни. М-р Бернстайн особенно. Еще бы: теперь он — бойфренд новой звезды.
Тодди в восхищении: «Он еще и поет!»
фильм
мюзикл

The end
Ах да... Выход на поклон
Самое смешное: сначала сняли сцену с поцелуем, а уж потом было решено внести корректировки в сценарий. Так что Джеймс Гарнер играет то же, что и Майкл Нури, но зритель уже предубеждён.
10 лет спустя на сцене вернулись к оригинальной постановке.
Режиссер: Reinhold Schunzel
В ролях:
Susanne Lohr (главная героиня)... Renate Muller
Viktor Hempel (лучший друг главной героини, через 50 лет Тодди)... Hermann Thimig
Robert (ну, тот который потом будет зваться Кинг)... Adolf Wohlbruck
Сюзанна и Виктор
Сюзанна и Роберт
небольшой отрывок
немножко сплетен
Веселая троица
Спасибо большое за информацию и за фотографии с видео!
(про то, что фильм немного подкорректировали для Америки я знала, но в каком месте - забыла уже ))) Теперь вспомнила ))) Немецкий фильм я не видела ) Но то, что главный герой был неуверен до конца - знала ))) Их... ))) Какие все красивые )))
Троица...