Все-таки есть у меня слабость к хаосу и беспорядку — подчас в нем сокрыта мировая гармония. И глубокий смысл... Как в натюрмортах старой школы.
Vanitas (лат. букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти (при помощи различных атрибутов и символов). Жанр этот получил большее распространение в северной Европе, в странах с протестантским вероисповеданием.
Adriaen van Utrecht, 1642 читать дальше
Символика и атрибуты
Череп — напоминание о неизбежности смерти, аллегория человеческого бытия. То, что в конечном итоге остается от каждого.
Увядающие цветы и подгнивающие фрукты — символ старения и недолговечности, бездумной расточительности в погоне за наслаждениями.
Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
Кубки, игральные карты или кости — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни.
Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных радостей.
Разбитая или опрокинутая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть.
Песочные и механические часы — неумолимая скоротечность времени.
Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа — аллегория человеческой души, её затухание символизирует уход.
Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Деньги — сами по себе символ, в детальных пояснениях не нуждающийся.
Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
Музыкальные инструменты, ноты — символ искусств и эфемерной природы жизни; книги — символ знаний и их тщетности перед лицом смерти.
Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Как и доспехи, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
Также часто изображен лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением. Еще можно на натюрмортах Vanitas можно увидеть потрепанные гравюры, документы или газеты (с королевской речью, например).

Pieter Claesz, 1630

Pieter Gerritsz van Roestraeten, 17с.

Cornelis Norbertus Gijsbrechts, 17с.

Harmen Steenwijck, 1640

Vincent I Laurensz van der Vinne, 1649

Simon Renard de Saint-Andre, 1650

Simon Renard de Saint-Andre

Pieter Boel , 1663

Edwart Collier, 1697

Edwart Collier, 1705
Использованы:
ru.wikipedia.org/wiki/Vanitas
www.wga.hu/
@темы:
кунсткамера,
барокко,
vanitas
Местами попсово, но забавно.
А черепа любят не только барочные художники )
Поль Сезанн "Натюрморт с черепом", 1900
Машков Илья Иванович "Зеркало и череп", 1919
Kate Stone "Queen of Hearts", 2007