“Illusion is the first of all pleasures”. Oscar WildeTrompe l'oeil или ловкость кисти и никакого мошенничества, господа! Разве что чуть-чуть, профессионально-художественного. Игра с фактурой и перспективой.
Строго рассуждая, любая живопись это обманка: портрет притворяется живым, натюрморт настоящим, пейзаж реальным — насколько хватает таланта и мастерства художнику, но жанр trompe l'oeil прибавляет к этому старанию элемент игры, шутки. Наподобие нечестивой мухи, присевшей на раму к святому. Или сам портрет, вознамерившийся убежать по своим делам.
Petrus Christus "Portrait of a Carthusian"1446 дальше больше
Классика жанра: предметы, которые вот-вот свалятся с холста.
Cornelis Norbertus Gijsbrechts "Quodlibet" 1675
Samuel van Hoogstraten "Still-Life" 1666-68
Edward Collier 1699
Juan Sánchez Cotán "Quince, Cabbage, Melon, and Cucumber" 1602
Louis Leopold Boilly "Grappe de raisin en trompe l'oeil"
Фальшивый занавес
Cornelis Norbertus Gijsbrechts "Trompe l'oeil"
Adriaen van der Spelt "Still Life with a Flower Garland and a Curtain" 1658
Tiziano Vecellio 15c.
Raphaelle Peale "Venus Rising from the Sea" 1822
Картина в картине
Cornelis Norbertus Gijsbrechts "Vanitas" из прошлого поста.
К приметам тления фламандец прибавил ни много, ни мало — ободранный холст.
Cornelis Norbertus Gijsbrechts "Still-Life with Self-Portrait" 1663
Cornelis Norbertus Gijsbrechts "Reverse side of a painting" 1670
Henry Fuseli "Trompe l'œil" 1750
«Ожившие» портреты
Gerrit van Honthorst "Concert on a Balcony" 1624
Gerrit van Honthorst "The Merry Fiddler" 1624
Pere Borrell del Caso "Escaping Criticism" 1874
PS. Увы, в этой галерее шедевров отсутствует подлинная жемчужина — мифический холст из "Золотого ключика" с очагом, который казался настолько реальным, что согревал в холода.