Daphnis
Яблоня не спрашивает у бука, как ей расти, лев у коня, как ему охотиться.


La Decima vittima

Италия-Франция; 1965 г.
Режиссёр: Элио Петри
В ролях: Марчелло Мастроянни, Урсула Андресс
Фильм снят по мотивам рассказа Роберта Шекли «Седьмая жертва»


Заброшенная стройка в трущобах Нью-Йорка, тишину которой разрывает треск выстрелов. Девичья фигурка в стильном пятнистом костюмчике мечется, удирая от безжалостного убийцы несимпатичной японской наружности.



Погоню прерывает полицейский, но преследователь предъявляет лицензию на убийство, и безобразие продолжается.



После кросса с препятствиями девица ныряет в спасительную дверь, японец — за ней… И оказывается в закрытом частном клубе, где публика ждет некого потрясающего представления. В таких условиях пистолетом особо не помашешь, и японец решает передохнуть, да и представление начинается.




Хм, да это просто стриптиз… Хотя металлизированное бикини — убиться можно, да и фигурка отпад. Одарив нескольких счастливчиков предметами своего скудного туалета, стриптизерша направляется к разомлевшему японцу и предлагает снять с нее маску…



Она с улыбкой оборачивается, и несостоявшийся убийца узнает свою жертву, но слишком поздно — бикини в прямом смысле оказалось убийственным.



Смерть зарегистрирована, публика аплодирует. Это Большая Охота, дамы и господа. Только в нашем клубе настоящее разрешенное убийство.

Правила Большой Охоты:
1. Участие сугубо добровольное. Каждый состязающийся должен принять участие в 10 охотах: в 5 — в роли охотника, и в 5 — в роли жертвы, по очереди. Пара охотник – жертва выбирается случайным образом компьютером.
2. Охотник знает все о своей жертве (имя, адрес, привычки).
3. Жертва не знает, кто ее охотник. Жертва должна вычислить своего охотника и убить его сама.
4. Победитель охоты получает денежный приз. Тот, кто уцелеет после десятой охоты, получит 1 миллион долларов.

Японец выбыл из игры и более неинтересен, а девушку представлю: ее зовут Кэролайн, Кэролайн Мередит. Это была ее девятая охота, и теперь ее ждет десятая жертва и миллион в перспективе.



Из предыстории Большой Охоты (из агитационных материалов министерства Большой Охоты): только в 21 веке убийство было легализовано. Теперь наиболее опасные для человеческого сообщества особи либо получают выход своей агрессии, либо уничтожаются в процессе Большой Охоты. Большая Охота абсолютно безопасна для общества: ни жертва, ни охотник не имеют права на ошибку, и если пострадает невинный, то убийцу ожидает кара по всей строгости закона — 30 лет тюрьмы. Разрешенное убийство предоставило человеческой агрессии выход и освободило мир от кровопролитных войн. Если бы в 1940 году Большая Охота была бы уже изобретена, то Второй мировой войны удалось бы избежать. Не упустите свой шанс прославиться и внести свой вклад в укрепление мира на земле — зарегистрируйтесь и вступайте в Большую Охоту! Живите, рискуя, но в пределах закона. Не ограничивайте рождаемость, увеличьте смертность! Большая Охота — залог вашей безопасности.



— Зарегистрировано разрешенное убийство. Поздравляю.
— Спасибо.
— А это ваша машина?
— Моя.
— Она неправильно припаркована. С вас штраф.

По другую сторону океана. Симпатичный немецкий мальчик на взводе — он не расстается с оружием и пуленепробиваемыми трусами. Он зарегистрировался, и он — жертва. Ему никому нельзя доверять — даже слуге, который помогает надевать сапоги. Светловолосый прислужник не обижается и ласково улыбается нервному немецкому мальчику.




Мундир с иголочки, сапоги блестят. Свет мой, зеркальце, скажи… Ай! Так вот где таилась погибель твоя! Каблуками щелкать было не надо — к шпорам прикреплена взрывчатка.



По-прежнему нежно улыбаясь, блондин с удовлетворением смотрит на дело своих рук. Его зовут Марчелло Полетти, и это его шестая охота. Он знает: доверять нельзя не только людям, но и вещам.



По закону жанра супермачо без страха и упрека имеет свою ахиллесову пяту. У Марчелло их даже две: алчная жена и расточительная любовница. Деньги за удачную охоту улетели со свистом, и Марчелло начинает седьмую игру, теперь в роли жертвы.



Простая программа генерирования случайных чисел — и колесо судьбы совершило свой оборот, составив новую пару Охотник – Жертва.



Тем временем Кэролайн получает заманчивое предложение: провести свою десятую охоту в прямом эфире. Тем более ее жертва проживает в Риме, а там такие виды для натурных съемок… А дальше, если все сложится удачно, карьера телезвезды ей обеспечена. Приятное дополнение к миллиону, и Кэролайн принимает предложение и летит в Италию в сопровождении целой съемочной бригады.



Первый день в вечном городе посвящен осмотру достопримечательностей (Колизей! Колоссале!) и сбору информации о будущей жертве.




У телешоу свои законы, и у Кэролайн свои правила. Поэтому не ждите вульгарного убийства, это будет виртуозная игра кошки-мышки. Для начала попытка завязать знакомство. Неудачно. Марчелло нервничает и настроен неприветливо.




— Что Вам от меня нужно?
— Вы привлекательны, я чертовски привлекательна, так зачем время терять? Приходите вечером на сеновал в Храм Венеры, что возле Колизея.
— Сбавь обороты, детка. Я плохая компания, и на меня объявлена охота.



Беги, кролик, беги, думает Кэролайн, всё равно не убежишь… О том, насколько Марчелло привлекателен, Кэролайн старается не думать. Неудачно.



В Храм Венеры Кэролайн зазывает Марчелло не просто так. Там синьора Полети ожидает свет софитов, телекамеры и пуля. Сенсация! Убийство в прямом эфире! Рейтинг взлетит до небес.



Но прежде чем начать жалеть Марчелло, вспомним, что на его счету уже шесть удачных охот. Конечно, он не такой опытный игрок, как девятикратная убийца Кэролайн Мередит, но у него хорошая наследственность. Память предков. Как-никак Италия подарила миру Борджиа, Макиавелли и Козу ностру. А Америка? Джаз, рок-н-ролл и атомную бомбу. Вещи убийственные, но отнюдь не хитроумные.

Марчелло ни на миг не забывает об объявленной на него охоте и видит потенциального убийцу в каждом незнакомце и каждой незнакомке, как бы ни была она прекрасна. К тому же Кэролайн — единственное новое лицо в его окружении, и она очень настойчива… Очень подозрительно.




Короче, игре в кошки-мышки Марчелло тоже есть что противопоставить. Его стиль охоты — паук в центре паутины. Сближению с роковой красоткой он более не противится. Даже соглашается приехать на свидание в Храм Венеры. Попозже.




Процесс взаимопроникновения двух культур прерывает неожиданный визит синьоры Лидии Полетти:
— Ах, Марчелло, Марчелло, финансовый кризис на дворе, а ты чем занимаешься? Иди лучше деньги зарабатывать.



Не сомневаюсь, синьор Полетти нашел бы что ответить, но в дверь начинает звонить его любовница Ольга… У супермачо, знаете ли, тоже есть предел своих возможностей. С женой Марчелло только вчера развелся, о чем сообщать Ольге совершенно не намерен. Да и проверить подозрения насчет Кэролайн нужно. Всё один к одному, и Марчелло не по-джентльменски смывается через черный ход, чтобы успеть в Храм Венеры раньше Кэролайн.



В Храме Венеры творческий процесс в полном разгаре: режиссер шпыняет оператора и массовку.



Разведке все ясно, и Марчелло по рации вызывает своего агента. Думаете, он злится на Кэролайн? Ничего подобного, он в восторге.
— Вот, черти, американцы, и тут впереди планеты всей. Я тоже так хочу! Устрой мне контракт с рекламной компанией, — требует он от агента. — Будет у меня не только прямой эфир, но дополнительный гонорар.



Агент на то агент, чтобы говорить своему клиенту «с ума сошел!», но выполнять его требования. За два часа нужный контракт для Марчелло найден и подписан. Одно условие: орудием убийства должен послужить домашний любимец спонсора, крокодил Вася. Опять же на корме для животного какая экономия!




Рано вы списали Кэролайн со счетов. Пускай у нее за спиной нет поколений итальянских предков, зато в наличии женская интуиция, которая вовремя подсказала, что к синьору Полетти на хромой козе не подъедешь. И то верно: тип, который способен оставить женщину на растерзание бывшей жене и любовнице, способен на всё…
У Кэролайн рождается гениальный план обходного маневра:
1) вручить пистолет оператору для инсценировки нападения;
2) подцепить местного красавца на глазах у изумленного Марчелло, чтобы прилив адреналина отключил тому мозг.



Сказано — сделано.
Если п.1 вызвал у Марчелло лишь снисходительную усмешку…



…то п.2 оправдал себя на все сто — мозг выключен напрочь. Теперь Марчелло думает (тем, что вместо мозга), что:
а) такую девушку упускать нельзя;
б) кто охотник — опять неизвестно;
в) сегодня крокодил останется некормленым, а спонсор — недовольным;
г) где тут ближайший сеновал?




Гмм… Ближайший сеновал оказался совсем недалеко… Хорошо все-таки в будущем: под любым кустом — и стол, и дом.






"О женщины, вам имя — вероломство!" В.У.Шекспир

Рассвет. К спящему Марчелло и бодрствующей Кэролайн подкрадывается съемочная бригада, по пути прокладывая рельсы, чтобы увезти пляжный домик к месту съемок возле Колизея. Марчелло спит, не чуя беды, а домик едет, едет…





Пробуждение.
— Доброе утро, дорогой.
— Где я? И где мой пистолет?



Не обнаружив под подушкой пистолета, Марчелло признается Кэролайн в любви, и мимоходом интересуется, взаправду ли синьорина — охотник. Кэролайн не знает, что сказать, и на всякий случай говорит правду…




Мгновенная смена декораций — и сцена для убийства готова. Кэролайн колеблется, но у нее в руках пистолет Марчелло. Режиссер кричит «мотор!» и…




Нет сил смотреть! Как? Ну, как она могла?!.. На миллион такого мужчину променяла. Ду… *сдавленные рыдания*





"И на старуху бывает проруха." народная мудрость.

Кэролайн все поздравляют с победой, но та ей отчего-то не мила. Грустно она идет прочь, даже не обув тапочки. Но чу! Какой знакомый голос…



Ха! Оказались правы те, кто вопреки очевидному верил в супермачо. Потому что *открою секрет* у супермачо резервные 5% мозга не отключаются никогда.

Кэролайн радуется, а вот Марчелло не очень. Мол, я хотел узнать, что ты выберешь: любовь или деньги, и тайком подменил патроны. А ты выстрелила.
Кэролайн глубоко раскаивается и готова законным браком искупить свою вину…
Поздно, детка, поздно — у синьора Полетти теперь патроны боевые.




А телевидение тут как тут! Так даже лучше для рейтинга: у Кэролайн была последняя охота, а у Марчелло впереди еще три…

Отгремели аплодисменты, призовые деньги вручены, съемочная группа смотала оборудование и смоталась, а Марчелло до сих пор сидит и ждет. И, знаете ли, дождался! Дежа вю.



— Дорогая, тут нельзя стрелять, это памятник древнеримской архитектуры, и в ужасном состоянии.
— Ах ты, гад! Я хотя бы рыдала, когда стреляла, а ты! — Кэролайн в ярости.
— Мачо не плачут, — оправдывается Марчелло, — и я знал, что на тебе бронебюстгалтер. Симпатичный фасончик, кстати.
— Я сама шила, — кокетливо опускает глазки долу Кэролайн.




Любовное объяснение прерывает свист пуль. Это Лидия и Ольга пришли к консенсусу насчет Марчелло: так не доставайся же ты никому!




Под натиском превосходящих вооруженных сил противника парочка сбегает. По совету Кэролайн — чтоб деньги за выигрыш не отдавать — решено покинуть страну на первом же самолете.
По странному стечению обстоятельств (или наоборот, неслучайному) первый же самолет оказался по совместительству ЗАГСом.




— Что такое? — недоумевает Марчелло в ответ на сакраментальный вопрос священника. — Опять жениться? Ни за фто! Я лучше съем свой паспорт.
— А придется, сын мой, — с ласковой строгостью говорит святой отец и приводит неопровержимый аргумент. Тут Марчелло понимает, что не до конца изучил все нюансы Большой Охоты.



— Кэролайн?!
— Дорогой, ради этого момента я и убила 9 человек. В наше время так непросто выйти замуж.



*затемнение, и за кадром музыкальная тема Большой Охоты сменяется маршем Мендельсона*




После титров: …не упустите свой шанс прославиться и внести свой вклад в укрепление мира на земле — зарегистрируйтесь и вступайте в Большую Охоту! Живите, рискуя, но в пределах закона. Не ограничивайте рождаемость, увеличьте смертность! Вступайте в Большую Охоту!
Потому что Большая Охота — не только залог вашей безопасности, но и личного счастья. Вы получаете шанс получить миллион долларов, а также создать бинарную семейную ячейку.

Большая Охота ждет вас, дамы и господа!

@темы: кино